тел. +7 (499) 129-28-31
сегодня 24 октября, суббота
ОФИЦИАЛЬНАЯ РОССИЯ
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт






09.04.2011

Встреча по климату не оправдала надежд, но это только начало

[РИА Новости 09.04.2011] Несмотря на сложности, с которыми столкнулся в Бангкоке переговорный процесс по Рамочной конвенции ООН об изменении климата, ничего непоправимого на встрече в столице Таиланда не произошло, заявил в субботу РИА Новости глава российской делегации Олег Шаманов.

Встреча не оправдала надежд в части достижения полного понимания и отработки деталей Канкунских соглашений, однако она представляла собой только первую часть переговорной сессии, посвященной этим вопросам, сказал РИА Новости Шаманов.

"Это была действительно первая встреча после конференции, прошедшей в Канкуне. При этом важно понимать, что здесь состоялась только первая часть этой переговорной сессии. Вторая, как и было запланировано, состоится в Бонне. Здесь не были приняты какие-то формальные решения, и это нормально. Такое не раз уже бывало в истории климатических переговоров, ничего особенного в этом нет", - сказал руководитель российской делегации.

Первая в 2011 году встреча сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата прошла 3-8 апреля в Бангкоке, в ней приняли участие около 2,5 тысячи делегатов из 174 стран. Ожидалось, что главными вопросами повестки будут выполнение странами Канкунских соглашений, а также подготовка плана работы на 2011 год. Однако переговорный процесс по долгосрочным мерам сотрудничества (группа AWG-LCA) зашел в тупик, когда стороны не смогли принять повестку своей работы.

На 16-й сессии конференции сторон, которая прошла в ноябре-декабре 2010 года в мексиканском Канкуне, страны-участницы Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) приняли ряд решений, получивших название "Канкунских соглашений". В Канкуне страны договорились продолжить переговоры с тем, чтобы исключить возможность появления "разрыва" между первым и вторым периодом протокола.

Процедурные тупики и климатические эмоции

Говоря о сложностях бангкокской встречи, Шаманов напомнил, что "в любом переговорном процессе бывают прорывы, после которых часто наступает период затишья".

"Это особенно свойственно переговорам по климатическим вопросам. Здесь не надо забывать, что результаты переговоров по проблемам изменения климата затрагивают базовые вопросы социально-экономического развития всех стран-членов международного сообщества", - отметил он.

Шаманов пояснил, что разочарование российской стороны, о котором он говорил в одном из выступлений на сессии, связано с тем, что после "прорывной" конференции в Канкуне, в Бангкоке в переговорной группе, занимающейся вопросами долгосрочного сотрудничества, возникли серьезные затруднения с определением повестки дня.

"После Канкуна, где была принята программа конкретных действий к следующей конференции сторон в Дурбане, здесь, в Бангкоке мы вдруг оказались заблокированы, казалось бы, чисто процедурным вопросом. Конечно, мы разочарованы таким поворотом событий", - сказал Шаманов.

"Во второй переговорной группе, которая непосредственно занимается вопросами Киотского протокола, также произошло замедление переговорного процесса. Там произошел всплеск эмоций, тоже явление весьма свойственное климатическим переговорам", - сказал дипломат, имея в виду разногласия, которые побудили представителя государства Тувалу предложить странам, выступающим против второго периода обязательств по Киотскому протоколу, "выйти из зала, чтобы не мешать переговорам".

"Никакие переговоры никогда не придут к какому-то конструктивному результату на основании эмоций, тем более негативных и агрессивных. Эмоции только затрудняют процесс достижения решений, устраивающих все стороны", - сказал Шаманов.

"Мы больше придерживаемся прагматического подхода, свободного от эмоций. Этот подход диктуется самой жизнью: надо ставить конкретные выполнимые задачи и поэтапно их решать", - добавил он.

Некоторые страны попытались "подрулить" процесс переговоров

"Мы, Россия, хорошо понимаем ситуацию развивающихся стран. И поэтому наша позиция состоит в следующем: мы поддерживаем положение о том, что развитые страны на новом этапе сотрудничества должны нести цифровые обязательства, однако при этом считаем, что в этот новый этап и развивающиеся страны должны войти с какими-то конкретными обязательствами. Необязательно цифровыми. Это могут быть государственные программы и политические решения", - напомнил Шаманов.

"В Канкуне о конкретных программах и шла речь, и были достигнуты соглашения о том, что развивающиеся страны будут такие программы разрабатывать. Но здесь, в Бангкоке, некоторые представители развивающихся стран предприняли попытку слегка "подрулить" переговорный процесс в сторону от Канкунских соглашений, и это вызвало основные проблемы бангкокской встречи, в том числе разногласия по повестке дня и эмоциональные всплески", - сказал он.

"В Канкуне удалось вернуть переговорный процесс на конструктивные рельсы после того, как в Копенгагене мы застопорились в одном шаге от принятия конструктивных решений", - напомнил Шаманов.

Соглашение-"преемник" Киотского протокола предполагалось создать на конференции стран-участниц конвенции в Копенгагене в декабре 2009 года. Однако встреча закончилась неудачей, стороны лишь приняли к сведению документ, получивший название "Копенгагенского соглашения", который не стал новым юридически обязывающим климатическим договором.

"К сожалению, в Бангкоке мы так и не сумели перейти к рассмотрению вопросов по существу. Но не надо относиться к этому так уж апокалиптически: в наших переговорах часто бывают такие моменты, когда делегации после очередного прорыва "замирают" и начинают сомневаться, а не слишком ли далеко они зашли вперед, не стоит ли пока "попридержать" ход переговоров и более глубоко осмыслить происходящее", - сказал он.

В Дурбане нужно решить, как воплощать поставленные в Канкуне задачи

"Несмотря на сложности, здесь, в Бангкоке состоялся очень важный разговор о том, чего же мы хотим в плане выработки конкретных решений, в плане работы на пути к Дурбану. Цель очевидна для большинства стран: Дурбан должен стать имплементационной конференцией. У нас есть политические договоренности, достигнутые в Канкуне, там есть несколько уровней задач, и надо выработать механизм их решения. Этому и посвящена была встреча в Бангкоке, и этому посвящена встреча в Бонне", - заявил глава российской делегации.

"Мы не добились здесь большого продвижения вперед, но, тем не менее, бангкокская встреча свою роль выполнила: мы сейчас ближе к цели, чем были до нее", - отметил Шаманов.

Следующая сессия конференции сторон запланирована на осень 2011 года и пройдет в Дурбане (ЮАР).

"Разрыв между климатическими режимами неизбежен"

На вопрос агентства о вероятности, с точки зрения российской стороны, временного разрыва между климатическими режимами после окончания первого периода обязательств сторон по Киотскому протоколу, глава российской делегации ответил, что, по состоянию на сегодняшний день, такой разрыв произойдет наверняка.

"Стороны должны были по плану заблаговременно начать переговоры по второму периоду обязательств, так как у первого периода есть конкретная дата окончания: 2012 год. Однако жизнь показала, что сам Киотский протокол в его нынешнем виде неэффективен с точки зрения декларированных целей и задач, а именно снижения уровня нагрузки на климатическую систему", - пояснил дипломат.

"Это даже не мнение России, это объективный переговорный расклад. Уже совершенно ясно, что разрыв будет. Даже анализируя чисто процедурные, специально-юридические аспекты переговоров, можно сказать, что не готов ни сам документ, который мог бы прийти на смену второму периоду обязательств по Киотскому протоколу, ни даже какие-либо детали и пункты такого документа", - заявил Шаманов.

Киотский протокол - механизм предыдущей эпохи

Он сказал также, что Киотский протокол далек и от эффективности в политической и экономической сферах, так как не учитывает результаты процесса социально-экономического и политического развития стран мирового сообщества за 16 лет, прошедшие с момента его подписания.

"Например, протокол не учитывает реального экономического положения тех стран, которые добились за это время значительного успеха в экономическом развитии, но все еще формально, с точки зрения логики Киотского протокола, относятся к развивающимся странам. Это такие страны, как, например, Китай, Индия, Бразилия и другие", - пояснил Шаманов.

"У многих таких стран по протоколу нет конкретных цифровых обязательств, в то время как уровень ВВП у них превышает уровень ВВП некоторых стран, скажем, Восточной Европы, у которых по протоколу цифровые обязательства есть", - отметил он.

Дипломат напомнил, что позиция России состоит в том, что необходимо исправить эти проявившиеся недостатки. Когда протокол разрабатывался в 1990 - 1995 годах, ситуация в мире была совершенно иной.

"С нашей точки зрения, сегодняшняя задача переговоров - добиться объединения усилий развитых и развивающихся стран по снижению нагрузки на климатическую систему в адекватном юридическом формате, учитывающем реальное положение вещей", - сказал Шаманов.

Первый период действия Киотского протокола (вступил в силу с 2005 года), в рамках которого развитые страны несут обязательства по сокращению выбросов в атмосферу, истекает в 2012 году. Большинство развивающихся стран выступает за второй период обязательств с 2012 по 2018 год. Ряд развитых стран, в том числе Россия, Япония и Канада, считают, что Киотский протокол исчерпал себя и его следует заменить новым климатическим соглашением.

Аналитики отмечают, что большинство развивающихся стран с недоверием относятся к идее замены Киотского протокола на другой механизм, так как опасаются затягивания процесса его подготовки и, в конечном итоге, полного "размытия" существующего порядка, когда развитые страны обязаны отвечать за выполнение своих обязательств.










© 2007 Общероссийское Общественное Движение "Экосфера"| г. Москва | тел. +7(499) 129-28-31