тел. +7 (499) 129-28-31
сегодня 28 января, четверг
ОФИЦИАЛЬНАЯ РОССИЯ
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт
Официальный сайт






26.03.2012

Минэкономики признало неспособность России к адекватным экологическим оценкам

[Газета "Коммерсантъ" 26.03.2012] Минэкономики опубликовало заключение о регулирующем воздействии проекта ФЗ Минприроды о ратификации Конвенции Эспо Европейской экономической комиссии ООН, подготовленного по поручению президента Дмитрия Медведева.

Согласно заключению, ратификация конвенции, вводящей трансграничную стратегическую экологическую оценку для инвестпроектов и госпрограмм, признана "преждевременной": РФ необходимо время на внесение изменений в действующие законы и осмысление такой практики. Главный аргумент Минэкономики: качество государственного экологического менеджмента и сырьевая ориентация компаний провоцируют риски появления избыточных административных ограничений и дополнительных финансовых обязательств государства и бизнеса. Оценить издержки и выгоды от ратификации конвенции в министерстве так и не смогли.

Конвенцию "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" (Конвенцию Эспо) Европейской экономической комиссии ООН и протокол о стратегической экологической оценке к ней президент Дмитрий Медведев поручил ратифицировать в июле 2011 года (см. "Ъ" от 22 июня 2011 года). Ратификация документа означает, что РФ придется не только проводить, но и публично обсуждать стратегическую оценку воздействия инвестпроектов и госпрограмм на среду еще на стадии их разработки не только с соседними странами — членами конвенции, но и внутри страны. Соответствующая процедура может использоваться и в оценке проектов, реализуемых в соседних странах. Инициировать обсуждение может любое заинтересованное лицо в отношении 17 видов деятельности (преимущественно в сырьевых отраслях, химии и инфраструктурных проектах), перечисленных в документе. Государство, в свою очередь, должно гарантировать, что люди, "осуществляющие свои права" в соответствии с конвенцией и протоколом, "не будут подвергаться за свою деятельность наказанию, преследованиям или притеснениям в какой бы то ни было форме".

В конце прошедшей недели Минэкономики опубликовало результаты оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проекта ФЗ о ратификации конвенции и протокола. Результат оценки, которая проводилась совместно с представителями крупнейших объединений бизнеса и должна была определить все выгоды и издержки от ратификации конвенции, оказался неопределенным. Аргументы за ратификацию занимают не более полутора страниц 15-страничного заключения и, по сути, копируют содержание пояснительной записки к ФЗ Минприроды. Среди выгод: гармонизация законодательства РФ и ЕС, его соответствие нормам ОСЭР, уменьшение рисков российских компаний, доступ к дополнительному проектному финансированию и, как не скрывают чиновники, возможность "препятствовать реализации проектов, не соответствующих геополитическим интересам нашей страны, например Транскаспийского газопровода и других проектов, в том числе связанных с проектом газопровода "Набукко"".

В свою очередь, большая часть заключения об ОРВ, основанного на замечаниях бизнеса и региональных властей, посвящается возможным рискам, связанным с ратификацией конвенции. Прежде всего Минэкономики считает, что она "преждевременна", из-за необходимости привести внутреннее законодательство в соответствие с требованиями документа и "выстраивания механизма ее реализации" на уровне государства и бизнеса. Впрочем, по поручениям Дмитрия Медведева "усовершенствовать" государственную экологическую экспертизу, которая в РФ была отменена в 2007 году, исходя из требований Конвенции Эспо, правительство должно было еще к 1 ноября 2011 года (соответствующие поправки к законодательству, по данным "Ъ", до сих пор пылятся в Минприроды).

В ведомстве Юрия Трутнева вполне ожидаемо считают, что министерство может выполнить гособязательства РФ, вытекающие из Конвенции Эспо, своими силами (исходя из опыта координации проведения оценки воздействия на окружающую среду по проекту "Северный поток"), создав подразделение из восьми человек с ежегодным финансированием 5,6 млн руб. Но в Минэкономики, которому в этом случае фактически придется поступиться частью своих функций по ОРВ, приводят другие оценки затрат, полученные в ходе консультаций,— 353-482 млн руб. в год.

Столь же неоднозначна и оценка выгод для бизнеса РФ. В Минэкономики беспокоятся, что прежде всего от ратификации Конвенции Эспо может пострадать сырьевой, металлургический и химический российский бизнес, учитывая, что Китай, США, Бразилия и Индия, обозначенные основными конкурентами РФ, к конвенции не присоединились. В то же время заключение об ОРВ ссылается на "одну из оценок" бизнеса, согласно которой средства на проведение оценки воздействия на окружающую среду (2-10% стоимости проектной документации) "составляют незначительную величину по сравнению с рисками, которых можно избежать с ее помощью".

В результате Минэкономики заключило, что из-за невозможности провести количественную оценку положительных эффектов и потенциальных рисков ОРВ реализована быть не может. Между тем шансы на то, что Конвенция Эспо будет ратифицирована РФ, велики. В документах Минприроды, на которые опирался глава ведомства Юрий Трутнев, докладывая о проделанной работе 15 марта президенту и правозащитникам, утверждалось: проект соответствующего ФЗ согласован 24 федеральными ведомствами, не согласовал его лишь МИД. "Все это (в том числе и ратификация Орхусской конвенции, обеспечивающей открытый доступ к экологической информации.— "Ъ") должно быть доделано, я и во вступительном слове об этом сказал под камеры",— отреагировал президент.










© 2007 Общероссийское Общественное Движение "Экосфера"| г. Москва | тел. +7(499) 129-28-31